Межвузовская конференция «Актуальные проблемы публичного права» 8 декабря 2017г. Москва, МГИМО (МИД РФ).

Межвузовская конференция «Актуальные проблемы публичного права» 8 декабря 2017г.  Москва, МГИМО (МИД РФ).

На сегодняшний день в сфере публичного права существуют ряд проблем, которые вот уже на протяжении многих лет волнуют юридическое сообщество. Именно поэтому так важно проводить мероприятия, на которых ученые-правоведы могут эти проблемы обсудить и предложить свое видение их решения.

Актуальным проблемам публичного права 8 декабря 2017 года в Московском государственном институте международных отношений была посвящена межвузовская конференция, которую организовала кафедра  административного и финансового права МГИМО и профессор кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ Инна Викторовна Панова.

Конференцию открыл заведующий кафедрой административного и финансового права МГИМО, кандидат юридических наук, доцент  Илья Арнольдович Гончаренко. В своей приветственной речи он отметил, что мероприятие с НИУ ВШЭ стало традиционным, ведь профессорское и студенческое сообщество, интересующееся публичным правом, собирается в стенах МГИМО уже второй год.

С приветственным докладом выступила профессор кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Публичное право сегодня», судья ВАС РФ (2004-2014), доктор юридических наук, профессор,   Инна Викторовна Панова. Ею был обозначены актуальные проблемы административного права, которые требуют обсуждения научным сообществом. Это: дискуссионные вопросы предмета административного права; ряд проблем административной ответственности такие как: отсутствие определения административной ответственности на законодательном уровне; «рассредоточенность» федеральных норм административного права по разным актам (что противоречит ст. 1.1 КоАП РФ); проблема малозначительности административных правонарушений. Изучение судебной практики свидетельствует о противоречивых судебных актах в судах РФ; об административном наказании ниже низшего предела; о соотношении размеров административных штрафов; о длящихся административных правонарушениях; о  порядке обжалования мер пресечения (который в КоАП РФ  отсутствует); об исключении возможности привлечения к административной ответственности органов власти; об определении вины юридических лиц в КоАП РФ; о статусе законного представителя юридического лица ( точнее о его несовершенном (проблемном) в КоАП РФ статусе; проблема рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности судами общей юрисдикции по КоАП РФ. Также обозначены актуальные вопросы административного судопроизводства, применения КАС РФ и др.

Таким образом, вопросы совершенствования КоАП РФ, административного судопроизводства являются чрезвычайно актуальными, требующими самого пристального внимания и изучения. Сложившаяся ситуация требует всестороннего осмысления направлений, перспектив и последствий возможных изменений нормативного регулирования административной ответственности. Исследователи предлагают два пути развития законодательства об административной ответственности: первый — принятие нового кодификационного акта, второй — внесение необходимых изменений и дополнений в действующий КоАП РФ в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Полагаем, что обсуждение наиболее значимых и актуальных проблем института административной ответственности позволит добиться значительного прогресса в поиске и реализации их решений.

Об актуальных вопросах конкурентного права говорила заместитель начальника Правового управления ФАС России,  к.ю.н., доцент кафедры конкурентного права МГЮА имени О.Е.Кутафина,

Олеся Владимировна Мильчакова. В настоящее время в России сформировалась определенная система правовых норм, регулирующих определенный, особый круг общественных отношений, связанных с защитой конкуренции. Отрасль конкурентного права, помимо специального Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», включает в себя нормы гражданского, административного, уголовного законодательства, а также антимонопольные принципы и требования, содержащиеся в отраслевом законодательстве (земельном, водном, о недрах, об электроэнергетике, тепло-, водо-, газоснабжении, о торговой деятельности и др.).

Специфика конкурентного права заключается в том, что оно, как комплексная отрасль, объединяет в себе как публично-правовые, так и частно-правовые начала, что предопределено дуализмом природы такого явления, как конкуренция.

С одной стороны, конкуренция выступает в роли глобального двигателя экономических процессов, оказывая влияние на процессы производства и распределения благ. Публичный интерес в конкурентном праве связан с получением государством и обществом преимуществ конкурентной борьбе в виде повышения уровня экономики государства, благосостояния граждан, научно-технического прогресса и конкурентоспособности государства на международной арене. С другой стороны, конкуренция основывается на поведении конкретных хозяйствующих субъектов, затрагивая частные интересы конкретных лиц. Частный интерес основан на конституционных экономических правах и свободах человека и гражданина.

Причинение вреда вследствие нарушения законодательства о защите конкуренции является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности в виде возмещения в судебном порядке убытков. Последствиями деятельности антимонопольных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства является защита гражданских прав в административном порядке.

Частно-правовые начала в конкурентном праве предопределяют изменение подходов государственного регулирования и контроля в части использования преимущественно «мягкой силы».

«Мягкая сила» в конкурентном праве — комплекс инструментов и методов достижения целей эффективного функционирования товарных рынков и защиты конкуренции без применения мер ответственности, а за счет информационных, предупредительно-профилактических и стимулирующих рычагов воздействия.

Совершенно обоснованно можно сказать, что трендом антимонопольного регулирования и контроля в настоящий момент является профилактика и правовое просвещение, которое предпочтительнее штрафов и судебных разбирательств.

Рычагами воздействия «мягкой силы» являются:

1) введение и расширение «четвертым антимонопольным пакетом» практики применения «предупреждения» и «предостережения». При выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства по ряду статей предполагаемому нарушителю выдается предупреждение с рекомендацией устранить нарушение в определенный срок, и если это предупреждение исполнено, дело не возбуждается и лицо не подлежит административной ответственности. Исполнимость предупреждений достигает 75-80% и количество антимонопольных дел сократилось в 2 раза;

2) обобщение и разъяснение практики применения антимонопольного законодательства через формулирование и раскрытие для бизнеса правовых позиций ФАС России в разъяснениях коллегиального органа – Президиума ФАС России;

3) стимулирование практики внедрения антимонопольного комплаенса, внутренней системы предупреждения нарушения антимонопольного законодательства в органах власти и в хозяйствующих субъектах;

4) повышение уровня правовой культуры через «адвокатирование», популяризацию знаний о ценностях конкуренции и правоприменительной практике, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам контрольно-надзорной деятельности;

Современные вызовы, связанные с цифровизацией экономики, отражаются на изменении структуры антимонопольных дел (дела в отношении Google, Apple, Microsoft), изменении подходов к сделкам экономической концентрации (Bayer и Monsanto), более остро ставят проблему существующих сегодня в законодательстве антимонопольных иммунитетов, а точнее – необоснованных привилегий для владельцев интеллектуальной собственности.

Кроме того, необходимо решение проблем, связанных с государственно-монополистическими тенденциями в экономике, монополизацией конкурентных сфер экономики унитарными предприятиями, а также с отсутствием унифицированного законодательства по проведению процедур торгов.

Конференцию продолжил заведующий кафедрой административного права и процесса им. Салищевой Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор Александр Иванович Стахов. В докладе Александра Ивановича были рассмотрены ключевые тенденции развития государственного контроля и надзора, а также некоторые особенности административного судопроизводства и роль КАС РФ в становлении отдельной отрасли процессуального права России.

Доцент кафедры административного и финансового права МГИМО, кандидат юридических наук, доцент  Наталья Ивановна Петрыкина продолжила тему, связанную с государственной контрольной и надзорной деятельностью, отметив, что для предпринимательского сообщества вопрос о грамотном распределении полномочий надзорных и контрольных ведомств является ключевым.  По ее мнению, применение государственными и муниципальными органами риск-ориентированного подхода в контрольно- надзорной деятельности сможет улучшить деловой климат в стране.

В докладе Николая Дмитриевича Вершило, профессора кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия, доктора юридических наук были отражены самые сущностные черты экологического права как самостоятельной правовой отрасли, которую будущим юристам необходимо изучать в рамках получения современного качественного юридического образования.

Затем на конференции выступил доцент кафедры административного права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент Алексей Афанасьевич Демин. В его речи прозвучала критика использования аутсорсинга в  административном правовом регулировании. Основываясь   на  закрепленном в доктрине определении и характеристике метода административного права, Алексей Афанасьевич сделал вывод о недопустимости привлечения органами власти третьих лиц для выполнения функций в сфере государственного управления.

Завершил первую часть конференции доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры административного и финансового права Российского государственного университета дружбы народов, кандидат юридических наук, доцент Кирилл Андреевич Писенко. В своем докладе Кирилл Андреевич рассмотрел актуальные тенденции антимонопольной политики России и подчеркнул наиболее эффективные меры, применяемые органами исполнительной власти в административной деятельности.

Во второй части конференции со своими докладами выступили студенты Артём  Евсеев, Антон  Каминский, Вадим Габриелов, Карина Михайлова, Никита Ржанов, Ирина Потапова, Павел Смола, Анна Лютер, Федор Гаврилов, София Сподах и Абу Магомадов. Их выступления были посвящены таким значимым вопросам публичного права как: механизмы государственного (муниципального) контроля, понятие вины юридического лица, особенности рассмотрения административных дел, практика судов по рассмотрению длящихся правонарушений, определение предмета административного права, применение 21 главы КАС РФ, административное законодательство в сфере охраны общественного порядка, отдельным видам административного наказания, правоприменительной практике статьи 17.10 КоАП РФ.

В заключении конференции представители научного сообщества поблагодарили всех  за активное участие в данном мероприятии. Дискуссия по данной тематике получилась  очень живой и плодотворной..

 

 

Обратная связь



    Контактная информация

    125581, г. Москва, ул. Лавочкина, д. 34

    ipp2016@bk.ru