О юридическом образовании сегодня (на примере Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова)


На вопросы главного редактора отвечает

Александр Константинович Голиченков

Декан Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, заведующий кафедрой экологического и земельного права Юридического факультета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Адрес: 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, дом 1, строение 13. E-mail: office@law.msu.ru.


Аннотация

263 года Юридический факультет МГУ является передовым центром подготовки высококвалифицированных юристов. Девиз факультета – «Традиции и развитие». Сейчас факультет реализует уникальные образовательные программы: программу бакалавриата с 3 профилями, 24 магистерские программы, программу второго высшего образования, программы аспирантуры и докторантуры, дополнительного образования и подготовительных курсов. С 2013 г. факультет имеет новый учебный корпус, который создал предпосылки для реализации незаурядных проектов, нацеленных на повышение качества юридического образования (Библиотечно-информационный центр, Ситуационный центр правовых инициатив, Центр азиатских правовых исследований, Криминалистический центр, Центр правосудия, научно-образовательные центры, современные учебные аудитории и пр.).


Ключевые слова

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Юридический факультет МГУ, юридическое образование.


А.К.Голиченков родился в 1952 г. Окончил с отличием Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 1977 г., затем аспирантуру и докторантуру этого факультета. С 1978 г. ведет подготовку юридических кадров высшей квалификации, осуществляя преподавательскую деятельность в МГУ имени М.В.Ломоносова.

С 1995 г. по настоящее время – заведующий кафедрой экологического и земельного права. С 2003 г. по настоящее время работает деканом Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Член Президиума ВАК России, член Президиума Ассоциации юристов России (АЮР), председатель Московского регионального отделения АЮР, член научно-методических, экспертных советов при ряде федеральных органов власти (Верховный Суд РФ, МВД России, Минприроды России и др.). Главный редактор журналов «Вестник МГУ. Серия 11, Право» и «Экологическое право». Автор более 250 опубликованных работ, в числе которых более 200 научных и научно-методических работ по вопросам экологического и земельного права, совершенствования юридического образования. Член Российской юридической академии (РАЮН) (с момента ее образования в 1999 г.), сопредседатель Ученого совета РАЮН (с 2003 г.). Действительный член (академик) Российской экологической академии (с 2000 г.), действительный член Национальной академии права Украины (с 2009г.), почетный доктор права (Honoris causa) Университета Неофита Рильского (Республика Болгария).

Работа А.К.Голиченкова отмечена государственными наградами: медалью «В память 850-летия Москвы», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания РФ, благодарностью Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, почетной грамотой Верховного Суда РФ, почетной грамотой Московской городской Думы; ведомственными и общественными наградами. Лауреат высшей юридической премии «Юрист года» в номинации «Юридическое образование и воспитание» (2012 г.), лауреат Национальной экологической премии в номинации «Образование для устойчивого развития» (2014 г.), награжден золотой медалью премии им. Федора Плевако (2016 г.), медалью им. О.Е.Кутафина «За заслуги в юриспруденции» (2016). 


– Александр Константинович, что такое качественное юридическое образование и какие элементы такого качества Вы могли бы выделить?

– Качество юридического образования – это категория объективная: имеются внутренние и внешние его составляющие. Внутренние характеризуют преимущественно работу внутри вуза, позволяют судить о его способности подготовить «на выходе» юриста с определенным набором знаний, умений и навыков. Внешние (по отношению к вузу) характеризуют преимущественно общую политику и конкретную работу государства и общества по надлежащему обеспечению «подпитки» вузов талантливыми молодыми людьми, проверку качества выпускников «на выходе», переподготовку юридических кадров. Конечно, деление это весьма условно.

 

– Что такое профессиональный стандарт юриста и для чего он разрабатывается?

– Понятие профессионального стандарта определено в ст. 1951 Трудового кодекса России – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[1].

Многие существующие требования к профессиям были разработаны 20 – 30 лет назад и, конечно, в свете современного развития права, экономики, рынка труда потеряли свою актуальность. Задача профессионального стандарта – задать современные четкие требования к компетенции специалистов, в т.ч. юристов, служить ориентиром для них в части того, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. «Майским» указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»[2] и постановлением Правительства РФ от 22 января 2013г. № 23[3] было определено принятие Национального плана развития профессиональных стандартов. Также приказами Минтруда России были утверждены методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, его макет и применяемые уровни квалификации[4].

Таким образом, в настоящее время созданы общие подходы к разработке профессионального стандарта и процедуре его обсуждения со стороны профессиональных сообществ. Между тем профессиональные сообщества недостаточно встроены в работу образовательных учреждений и не всегда удовлетворены качеством образования. По нашему мнению, разработка профессиональных стандартов – это обязательно коллективная работа профессионального сообщества и образовательной организации, однако, к сожалению, не все работодатели готовы идти на диалог с вузом, принимать активное участие в подготовке квалифицированных специалистов – юристов, разработке профстандартов. Особо важно сподвигнуть работодателей (их объединения, саморегулируемые организации) на составление и передачу вузам своего рода технических заданий на разработку квалификационных требований (профессиональных квалификаций) для той или иной сферы практической деятельности юристов (профессиональных стандартов). Перспективным направлением является совместная с потенциальными работодателями разработка и реализация магистерских программ, ориентированных на особенности деятельности соответствующих органов, организаций и учреждений.

В продолжение темы перспектив развития, какие можно выделить тенденции в развитии современного юридического образования? Какие инновации необходимы? Как Вы считаете, лекционный формат устарел?

– Набирает обороты тенденция сближения бизнеса и образования, подготовка современных бизнес-ориентированных юристов, наиболее популярными становятся направления подготовки юристов для бизнеса в новом формате образования, корпоративных юристов и сотрудников юридического консалтинга.

С 2011 г. в целях организации и осуществления образовательной, научно-исследовательской деятельности, направленной на решение актуальных и перспективных задач в сфере правового регулирования предпринимательства, на факультете работает Научно-образовательный центр «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» («Право и Бизнес МГУ»). Благодаря использованию новых технологий работа в этом направлении вышла и за рамки нашего факультета: в настоящее время успешно функционирует дистанционный межфакультетский курс «Юридическая поддержка стартапов». Курс позволяет сблизить право и экономическую действительность, показать, что право должен знать не только юрист, но и начинающий бизнесмен, будь он математиком, физиком или геологом.

Что касается лекционного формата, то считаю, что он не устарел, однако во многом устарели формы подачи материала. Сегодняшние студенты с детства привыкли к простоте получения информации (не упорное записывание за лектором, а одним кликом), к иному визуальному ряду (не корявые рисунки от руки, а многоцветные схемы и графики). Они теряют интерес к лектору, если слышат пересказ закона и (или), не дай Бог, учебника (один клик – и их тексты на экране ноутбука, планшета или телефона). Сами студенты зачастую объясняют нежелание посещать лекции по-разному, чаще всего они пропускают занятия по причинам, связанным с качеством чтения лекций: сложная форма изложения материала, неумение заинтересовать предметом, недостаточная информативность, или по причинам лени, отсутствия интереса к учебе в целом и т.п. Поэтому с точки зрения содержания нужны лекции по проблемам той или иной отрасли права, а по форме – лекции-презентации, лекции с использованием кафедральных электронных учебно-методических комплексов. В любом случае лекции – это прямое, живое общение, неповторимое обаяние лектора, профессора, комедии положений с участием преподавателей и услышанные от них анекдоты, впечатления от которых будут передаваться из поколения в поколения, станут легендами и без которых нет атмосферы Университета!

 

– Александр Константинович, коль затронули вопрос академической атмосферы, расскажите про Юридический факультет МГУ, который Вы возглавляете.

– История Юридического факультета Московского университета начинается вместе с историей самого этого учебного заведения, открытого на основании изданного императрицей Елизаветой Петровной 24 января 1755 г. именного указа «Об учреждении Московского Университета и двух Гимназий»[5]. К данному акту был приложен «Проэкт об учреждении Московского Университета», который предусматривал создание в университете трех факультетов: юридического, медицинского и философского. Спустя 263 года Юридический факультет МГУ является крупнейшим центром юридического образования, науки, законотворчества, готовящим востребованных специалистов.

Юридический факультет МГУ – это, в первую очередь, уникальный научно-педагогический коллектив, включающий известнейших ученых и педагогов, которые представляют ведущие правовые научно-педагогические школы страны. Это 73 штатных профессора, доктора юридических наук, 112 доцентов, кандидатов юридических наук. Для чтения отдельных курсов привлекаются и др. известные российские и иностранные ученые и практики.

Сотрудники факультета реализуют масштабную программу научно-исследовательских работ в различных областях юридической науки, вносят ощутимый вклад в совершенствование российского законодательства, осуществляют научное консультирование различных государственных органов и международных организаций по правовым вопросам.

Вот уже 5 лет как факультет «живет в новом доме». Новый корпус Юридического факультета МГУ, торжественно открытый в 2013 г., создал предпосылки для реализации уникальных инфраструктурных проектов, нацеленных на повышение качества юридического образования. Активно работают Библиотечно-информационный центр, Ситуационный центр правовых инициатив, научно-образовательные центры, Криминалистический центр, создается современный Центр правосудия. И, конечно, нельзя не отметить светлые учебные аудитории, удобные кабинеты для профессоров и преподавателей, уютные кафе и столовую, оборудованный по последнему слову техники конференц-зал, книжный магазин. Сейчас на факультете запланированы и реализуются несколько приоритетных проектов. Например, весной 2016 г. открыт Центр азиатских правовых исследований (ЦАПИ) – единственная в России консолидированная база научной литературы о праве стран азиатского-тихоокеанского региона, действующая в целях формирования и развития научной деятельности по изучению особенностей правового регулирования стран Азии и, как следствие, в подготовке высококвалифицированных специалистов по азиатскому праву. ЦАПИ создан совместными усилиями Юридического факультета МГУ и Русско-китайского юридического общества.

 

– Чем уникально юридическое образование в Московском университете?

– Сегодня Юридический факультет МГУ – это образовательный центр, обеспечивающий разработку и реализацию уникальных образовательных программ. Они созданы на базе собственных образовательных стандартов Московского университета, разрабатывать которые он получил право в силу своего особого статуса, установленного специальным федеральным законом[6], с учетом самых высоких требований, предъявляемых к современному юридическому образованию. Факультет реализует: программу бакалавриата с 3 профилями, 24 магистерские программы, программу второго высшего образования, программы аспирантуры и докторантуры, дополнительного образования и подготовительных курсов.

Юридический факультет МГУ – единственный в России юридический вуз, реализующий программу непрерывной шестилетней подготовки специалистов в области юриспруденции. Таких возможностей нет больше ни у кого. В 2017 г. состоялся первый выпуск по этой программе. Инструменты магистратуры дают возможность кафедрам разработать ряд уникальных программ, востребованных на рынке. Шестилетний цикл обучения позволяет усилить практическую составляющую образования, дать студентам больше практики как в собственном смысле этого вида учебной работы, так и в форме мастер-классов, зарубежных стажировок. Мы большое внимание уделяем изучению иностранных языков (2 года в бакалавриате и 1,5 года в магистратуре) и формированию практических навыков.

 

Как сегодня достигается интеграция юридического образования и практики? Как Вы реализуете практикоориентированное обучение?

– Бытует мнение, что наше образование лишено практической составляющей, что мы придерживается старого академического подхода. Уверяю Вас, это не так! Мы сочетаем в своей работе классическую академическую культуру и новейшие требования рынка труда. Не случайно девиз факультета – «Традиции и развитие».

Во-первых, интеграция достигается за счет нашего коллектива: преподаватели факультета не только известные ученые, представляющие ведущие правовые научно-педагогические школы страны, но и одновременно зачастую партнеры юридических и консалтинговых фирм, юрисконсульты, адвокаты и т.п. Нередко для чтения отдельных курсов и лекций привлекаются известные российские и иностранные ученые и практики, практические работники обязательно участвуют в государственной итоговой аттестации студентов.

Во-вторых, интеграция достигается путем сотрудничества со Студенческой бесплатной юридической клиникой (консультацией), «Объединением выпускников Юридического факультета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова», успешной реализации программ дополнительного профессионального образования (профессиональной ориентации) студентов, например, долгосрочной комплексной образовательной программы международной юридической фирмы White&Case, работы Ситуационного центра правовых инициатив и т.д. Второй год реализуется проект «Школа мастеров». Благодаря этому проекту теперь у каждого студента, аспиранта и преподавателя есть возможность получить интересные и важные знания и навыки. На площадке «Школы мастеров» со своими курсами уже выступили и будут выступать ведущие юристы-практики юридических фирм и юридических департаментов крупнейших российских и иностранных компаний. Структура курсов включает в себя рассмотрение нескольких актуальных тем, по каждой из которых будет установочный мастер-класс, практический разбор кейсов и подготовка юридических документов. Данные курсы не являются обязательными в рамках образовательной программы, каждый может сам выбрать и посещать только те занятия, которые ему интересны. Студенты могут попробовать себя в преподавательской деятельности в рамках «Школы права», бесплатно обучающей заинтересованных школьников основам правовых знаний.

Ежегодно увеличивается количество баз практик, например, на сегодня заключено 47 договоров с учреждениями и организациями на прохождение практики студентами Юридического факультета (2016 – 41, 2015 – 35, 2014 – 31, 2013 – 26, 2012 – 23, 2011 – 21, 2010 – 17). Практика студентов является не только видом учебной работы, обязательной частью основной образовательной программы подготовки студентов, но и первым карьерным шагом будущего юриста. При прохождении практики студенты посредством выполнения практических, творческих заданий от практикующих юристов приобретают необходимые любому современному юристу навыки и умения на местах. Сегодня большое количество студентов желает и проходит практику в юридических подразделениях организаций и учреждений (в 2017 г. из 400 студентов 4 курса бакалавриата таких было 188). Партнеры Юридического факультета МГУ по практике – это самые лучшие, сильные и успешные компании, которые могут обеспечить получение юридических навыков и профессиональных умений (например, навыков юридического письма, консультирования, ведения переговоров, GR). Ряд студентов проходит практику в судах, органах следствия и прокуратуры, федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти.

–Можно ли утверждать, что Юридический факультет МГУ – сильнейший юрфак России? А какое место он занимает в мире?

– Юридический факультет МГУ – признанный лидер российских и международных рейтингов.

В 2017 г. по направлению «Юриспруденция» МГУ–единственное российское образовательное учреждение, вошедшее в список лучших университетов мира по специальностям по версии престижного мирового рейтинга QS World University Rankings by Subject (находится в топ-100, примерно на 59-м месте в списке)[7]. По этому же направлению репутационного рейтинга Times Higher Education World Reputation Rankings – 2017 МГУ находится на 18-й строке и опередил такие престижные западные вузы, как Эдинбургский университет (University of Edinburgh), Вашингтонский университет (University of Washington), Гонконгский университет, Берлинский университет Гумбольдта и др[8]. Юридический факультет МГУ по направлению «Юриспруденция» ежегодно готовит сотни молодых специалистов. В 2017 г. выпущено 864 человека, из них 497 бакалавров и 367 магистров; в 2016 г. – 568 человек, из которых 521 бакалавр и 47 магистров.

Кроме того, факультет неизменно занимает высшие строки в наиболее престижных общенациональных рейтингах, оценивающих качество образовательных услуг, объемы научной работы, влияние на принимаемые государственно-властные решения.

По результатам мониторинга трудоустройства выпускников вузов Минобрнауки России 2017 г. выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова – самые востребованными и высокооплачиваемыми на рынке труда[9]. Юридический факультет МГУ занимает первое место в рейтинге по числу партнеров (руководителей) юридических фирм, окончивших данное образовательное учреждение, а также первое место в рейтинге вузов по количеству нанятых ведущими юридическими фирмами выпускников. По данным исследовательского центра Superjob Юридический факультет МГУ – лидер по заработной плате выпускников – юристов (уровень зарплат молодых специалистов, занятых в юридической сфере, составляет примерно 95 тыс. руб.)[10]. Выпускники Юридического факультета работают в органах государственной власти и государственного управления, судах, прокуратуре, адвокатуре, государственных учреждениях и организациях, учебных заведениях, коммерческих российских и международных организациях, ведущих юридических фирмах мира. На факультете действует Центр карьеры, содействующий трудоустройству выпускников.

Нельзя забывать, что Юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова имеет знаки признания высшего качества преподавания и научной работы со стороны профессионального сообщества. Факультет получил высокую оценку одной из наиболее авторитетных общественных организаций юридического профиля в нашей стране Ассоциации юристов России – Свидетельство об общественной аккредитации №1 и Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации№1, а также Свидетельство № 1 об аккредитации от Ассоциации юридического образования, премию «Фемида» (в номинации «Almamatter», 2004 г.).

[1] Прим. ред.: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.

[2] Прим. ред.: указПрезидента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.

[3] Прим. ред.: постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (в ред. от 13 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 4. Ст. 293.

[4] Прим. ред.: приказы Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (см.: Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2013. № 8. С. 12); от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29 сентября 2014 г.) (см.: Российская газета. 2013, 5 июня. № 119); от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (см.: Российская газета. 2013, 13 июня. № 125).

[5] Прим. ред.: Именной указ от 24 января 1755 г. «Об учреждении Московского Университете и двух Гимназий» // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Том XIV, 1754 – 1757. СПб.:, 1830. С. 284 – 294.

[6] Прим. ред.: Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

[7]Прим. ред.: QSWorldUniversityRankingsbysubjectLaw, 2017(Мировой рейтинг университетов по праву, 2017) / QSTopUniversities(сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com (дата обращения: 06.02.2018).

[8]Прим. ред.: WorldReputationRankings 2017 (Рейтингмировойрепутации 2017) / TimesHigherEducation WorldUniversityRankings (сайт) [Электронныйресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com (дата обращения: 06.02.2018).

[9]Прим. ред.: Минобрнауки России провело третий мониторинг трудоустройства выпускников вузов / Минобрнауки России (сайт). 2017, 5 июля [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф (дата обращения: 06.02.2018).

[10]Прим. ред.: Список лучших вузов по уровню зарплат выпускников 2011 – 2016 гг. / SuperJobStudents (сайт). 2017, 1 июня [Электронный ресурс]. URL: https://students.superjob.ru (дата обращения: 06.02.2018).

Контактная информация

  • 125581, г. Москва, ул. Лавочикна, д. 34

Отправить сообщение